Список тезисов на Национальный хирургический конгресс-2024 2 - 4 октября 2024г.
Текст тезиса Состояние системы обучения студентов федеральных государственных медицинских вузов России военно-специальным медицинским дисциплинам:военно-полевая хирургия
Актуальность темы обусловлена необходимостью проведения анализа соответствия системы обучения студентов федеральных государственных медицинских вузов России военно-специальным медицинским дисциплинам, в том числе хирургического профиля, современным профессиональным требованиям. Цель публикации – оценить состояние системы обучения студентов федеральных государственных медицинских вузов России военно-полевой хирургии. Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили сведения о наличии в структуре 48 медицинских вузов (из них два непрофильных по специальности военно-полевая хирургия (ВПХ) – Санкт-петербургский государственный химико-фармацевтический университет и Пермская государственная фармацевтическая академия), входящих в Глобальный сводный рейтинг медицинских вузов России 2024 г., специализированной кафедры ВПХ, содержание рабочих программ дисциплины/модуля (РПД) «Военно-полевая хирургия», «Травматология, ортопедия и военно-полевая хирургия», «Травматология и ортопедия» и др. по специальностям «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Педиатрия» и «Стоматология», размещенных в открытом доступе в сети Интернет. В процессе работы использованы методы сравнительного анализа и описательной статистики. Оценка преподавания дисциплины/модуля ВПХ в федеральных государственных медицинских вузах Российской Федерации осуществлена путем сравнительного анализа двух показателей: 1 – характеристики структуры в составе вуза, предназначенной для преподавания дисциплины/модуля ВПХ по критериям: наличие самостоятельной кафедры ВПХ; преподавание дисциплины/модуля ВПХ на одной из кафедр вуза; темы дисциплины/модуля ВПХ «раскассированы» по нескольким кафедрам вуза; кафедра, преподающая дисциплину/модуль ВПХ в структуре вуза отсутствует; 2 – степень соответствия содержания РПД ВПХ современным профессиональным требованиям определяли путем соотнесения ее содержания с условными разделами и главами Национального руководства по ВПХ (2024). Нами условно выделены три раздела: общие, частные и специальные вопросы ВПХ (12, 14 и 3 главы соответственно) по критериям: содержание РПД полностью соответствует Национальному руководству по ВПХ; темы/вопросы ВПХ лишь отчасти представлены в РПД; дисциплину/модуль ВПХ в вузе не преподают. Полученные результаты и их обсуждение. Характеристики структуры в составе вуза, предназначенной для преподавания дисциплины/модуля ВПХ: - наличие специализированной кафедры ВПХ – 1; - преподавание осуществляет одна из кафедр вуза – 24; - темы дисциплины/модуля ВПХ «раскассированы» по двум и более кафедрам вуза – 1; - отсутствие в структуре вуза кафедры, преподающей дисциплину/модуль ВПХ – 12; - наличие кафедры, преподающей ВПХ, не установлено – 8. Степень соответствия содержания РПД современным профессиональным требованиям: - соответствует в высокой степени – 3 (Санкт-Петербургский государственный медицинский педиатрический университет, Приволжский государственный медицинский университет, Ростовский государственный медицинский университет; - лишь отчасти соответствует – 23; - дисциплину/модуль ВПХ в вузе не преподают – 20. Выводы. 1. В системе высшего медицинского образования России проблемой преподавания ВПХ занимается одна специализированная кафедра. В структуре более 25% вузов кафедра, преподающая дисциплину/модуль ВПХ, отсутствует. 2. Более 43% медицинских вузов страны дисциплину/модуль ВПХ не преподают. Ровно 50% РПД, содержащих темы ВПХ, лишь отчасти соответствуют современным профессиональным требованиям. 3. Уровень состояния системы обучения студентов федеральных государственных медицинских вузов России по военно-полевой хирургии может быть оценен «неудовлетворительно».
Отменить