Список тезисов на Национальный хирургический конгресс-2024 2 - 4 октября 2024г.
Текст тезиса Ранняя диагностика осложнений стернотомии с помощью бота Telegram «СтерноБотПревент»
Актуальность. Согласно отчетам ассоциации сердечно-сосудистых хирургов России ежегодно растет количество операций на сердце. Так количество операций по поводу ИБС, выросло на 12,8% в сравнении с 2020 годом, а, следовательно, и количество пациентов со стернотомией, основным доступом к сердцу, который используется при открытых операциях. В Тюмени на базе ГБУЗ ТО ОКБ №1 отделения кардиохирургии №1 проводится более 340 открытых операций на сердце в год. Осложнения со стороны доступа остаются одной из проблем кардиохирургии, на их лечение требуются большие материальные и трудозатраты, а летальность от стерномедиастинита остается высокой и достигает, по данным некоторых источников, до 47%. Цель: улучшение результатов операций на сердце со стернотомическим доступом за счет снижения послеоперационных осложнений со стороны грудины, их ранней диагностики и возможностью неотложного обращения к профильному специалисту. Материалы и методы. По данным анализа 1247 историй болезни пациентов, которым проведена операция на сердце с 2016-2021 гг в ОКБ №1 г.Тюмени, разработана анкета из 17 вопросов. Из них 15 вопросов направлены на оценку патогномоничных жалоб пациента и имеющихся факторов риска, 16 вопрос - визуально-аналоговая шкала (ВАШ) для оценки интенсивности болевого синдрома и шкала субъективной оценки состояния здоровья пациента (вопрос 17). По данным опроса определяются показания для консультации к необходимому врачу-специалисту. На основе программирования Python прописан код для чат-бота в Telegram «СтерноБотПревент», разработан его интерфейс и разделы. Результаты. Программа в виде чат-бота Telegram является личным ассистентом по контролю риска и развития осложнений со стороны стернотомического доступа у пациентов после операции на сердце (АКШ, протезирование клапанов сердца). По введенному пациентом набору жалоб «СтерноБотПревент» рекомендует специалиста, к которому нужно обратиться пациенту и срочность обращения за медицинской помощью. Все ответы отправляются в виде таблицы Excell специалисту, ответственному за сбор информации, интерпретируются лечащим врачом, после чего решается вопрос об осмотре пациента специалистом в неотложном, отсроченном или плановом порядке. Функционал бота имеет возможность предоставления доступа к данным, полученным в результате опроса, врачам, под наблюдение которых в дальнейшем попадет пациент. При помощи бота пациент может самостоятельно записаться на прием к необходимому врачу через портал www.gosuslugi.ru. С июня 2024 г. чат-бот в тестовом режиме внедрен в лечебный процесс ГБУЗ ТО ОКБ №1. За это время тестирование прошло 62 пациента, из которых двум потребовалась консультация сердечно-сосудистого хирурга, что позволило снизить риски тяжести инфекционных осложнений со стороны доступа у этих пациентов. Вывод. На сегодняшний день важность внедрения автоматизированных систем поддержки принятия врачебных решений в лечебный процесс не вызывает сомнения и поддерживается на государственном уровне указом Президента РФ (Указ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» от 10.10.2019г). В настоящий момент, инструментов для отслеживания пациентов после операции на сердце, кроме диспансерных приемов кардиолога, нет. У амбулаторных хирургов нет четкого алгоритма ведения пациентов с инфекционными осложнениями со стороны грудины, что является основной причиной позднего обращения к профильному специалисту и как результат - тяжелое течение стерномедиастинита с высокой летальностью. Повсеместное внедрение чат-бота в лечебный процесс может способствовать повышению качества медицинской помощи, включая прогнозирование возникновения и развития осложнений.
Отменить